Представляем дайджест ключевых изменений в сфере маркировки, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Рассмотрим введение новых подконтрольных товарных групп, а также новые этапы для тех категорий, которые уже участвуют в системе.
Содержание:
- Начало регистрации для новых товарных групп
- Обязательный ЭДО и переход на поэкземплярный учет
- Учет остатков товаров без маркировки
- Внедрение разрешительного режима на кассах
- Прочие изменения с 1 сентября 2025 года
Начало регистрации для новых товарных групп
С первого сентября открывается возможность регистрации в системе «Честный знак» для представителей шести товарных категорий:
- детские игрушки;
- строительные материалы;
- кондитерские изделия (сладости);
- растворимые напитки (что является расширением группы «Бакалея»);
- продукты спортивного питания;
- бритвенные станки и лезвия (расширение группы «Косметика и бытовая химия»).
Процедура регистрации является обязательной для всех участников товарооборота:
- производителей;
- импортеров;
- оптовых и розничных торговых предприятий;
- продавцов на маркетплейсах;
- организаций общественного питания.
Позже для этих групп начнется этап обязательной маркировки, когда производители и импортеры будут наносить на товары специальные коды Data Matrix.
График старта маркировки для каждой категории:
- Детские игрушки: с 1 декабря 2025 года.
- Стройматериалы: в 2025 году предусмотрено два этапа — с 1 октября и с 1 декабря.
- Сладости: в 2026 году запланировано три этапа — с 1 марта, 1 мая и 1 июля.
- Растворимые напитки (какао, кофе, чай, цикорий, чайные напитки): первый этап — с 1 декабря 2025 года; далее еще два этапа в 2026 году — с 1 апреля и 1 июня.
- Спортивное питание: с 1 октября 2025 года.
- Бритвы и лезвия: с 1 декабря 2025 года.
Обязательный ЭДО и переход на поэкземплярный учет
Для пяти товарных групп вводится обязательный поэкземплярный учет:
- пивная продукция и слабоалкогольные напитки в потребительской таре (бутылках, банках и пр.);
- антисептики (товары, включенные в первую волну маркировки с 1 октября 2023 года);
- БАД (биологически активные добавки, входящие в первую и вторую волну маркировки);
- изделия медицинского назначения;
- технические средства реабилитации.
Все участники оборота обязаны использовать электронные УПД при осуществлении операций отгрузки и приемки товара. В документах требуется указывать код маркировки каждой отдельной товарной единицы.
Отдельное внимание уделяется особенностям оборота пивной продукции. При работе с кормами для животных и антисептиками второй волны (маркировка которых стартует с 1 марта 2025 года) необходимо применять исключительно электронный документооборот. Участники рынка обязаны оформлять и заверять электронные УПД, указывая в них данные в объемно-сортовом формате: количество и товарный код (GTIN).
Учет остатков товаров без маркировки
- Технические средства реабилитации: с 1 сентября завершается процесс маркировки остатков данной продукции.
- Антисептики и дезсредства второй волны: с 1 сентября вводится запрет на обращение немаркированных остатков, произведенных или ввезенных на территорию РФ до 1 марта 2025 года. На такие товары требуется нанести коды Data Matrix. Процедура маркировки остатков должна быть завершена не позднее 28 февраля 2026 года (включительно).
- Товары легкой промышленности третьей волны: произошел перенос сроков маркировки остатков. Запрет на реализацию и вывод из оборота немаркированной продукции начнет действовать с 1 января 2026 года (ранее планировалось с 1 августа 2025 года). Продажа таких товаров без кодов маркировки разрешена до 31 декабря 2025 года. Промаркировать и ввести остатки в оборот необходимо до 1 марта 2026 года.
Внедрение разрешительного режима на кассах
С 1 сентября вводится обязательная проверка кодов маркировки в момент продажи для следующих категорий товаров: лекарственные препараты, ветеринарные препараты, велосипеды и велосипедные рамы.
- Для лекарств становится обязательной офлайн-проверка с использованием локального модуля (на случай временного отсутствия интернет-соединения в торговой точке).
- Для велосипедов и рам начинается онлайн-проверка.
- Для ветеринарных препаратов вводится как онлайн-, так и офлайн-контроль кодов.
Для корректной работы разрешительного режима необходимо обеспечить обновление программного обеспечения контрольно-кассовой техники.
Прочие изменения с 1 сентября 2025 года
- Пиво и слабоалкогольные напитки:
- Вводится обязательное использование ЭДО при перемещении продукции между МОД юридической компании или ИП. Данные об обороте необходимо передавать в новом формате УПД с указанием ID ЭПД или реквизитов ТТН по МОД.
- Появляется обязанность передавать в систему маркировки сведения о выводе продукции из оборота не через розничную продажу (например, при списании), с указанием кода маркировки каждой единицы.
- Требуется уведомлять систему маркировки о факте экспорта продукции до ее непосредственной отгрузки.
- Безалкогольные напитки (включая напитки в кегах):
- Розничные точки при розливе напитков из кег обязаны формировать в системе документ «Вывод из оборота» с указанием причины «Фасовка» и передавать сведения в «Честный знак».
- Начинается четвертая волна обязательной маркировки для напитков с определенными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2:
2202 99 910 02202 99 950 02202 99 990 02206 00 390 1
11.07.19.121
11.07.19.131
11.07.19.132
11.07.19.133
11.07.19.134
11.07.19.135
11.07.19.136
11.07.19.170
11.07.19.190
10.86.10.233
10.86.10.245
10.32.22
- Моторные масла и антифризы: с 1 сентября стартует обязательная маркировка смазочных материалов и специальных жидкостей для автомобилей. Производители и импортеры обязаны наносить коды и передавать в «Честный знак» информацию о вводе товаров в оборот.
- Ветеринарные препараты: Все участники оборота обязаны передавать в систему маркировки сведения о поэкземплярном выводе из оборота ветпрепаратов по основаниям, не связанным с розничной продажей.
- Корма для животных: При продаже в рознице коды маркировки кормов сканироваться на кассе. При списании по иным причинам необходимо формировать отдельный документ с указанием кода товара (GTIN) и количества в объемно-сортовом формате.
- Антисептики и дезсредства второй волны:
- Розничные продавцы обязаны сканировать на кассе и фиксировать в кассовом чеке код маркировки каждого средства.
- При списании по иным основаниям сведения в «Честный знак» передаются отдельным документом с указанием кода маркировки каждой выбывающей единицы товара.