Москва, ул. Нижняя Красносельская, 40/12к20
(метро Бауманская/Красносельская)

Маркировка с 1 сентября — какие изменения ожидают бизнес?

Представляем дайджест ключевых изменений в сфере маркировки, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 года.

Рассмотрим введение новых подконтрольных товарных групп, а также новые этапы для тех категорий, которые уже участвуют в системе.

 

Содержание:

 

  • Начало регистрации для новых товарных групп
  • Обязательный ЭДО и переход на поэкземплярный учет
  • Учет остатков товаров без маркировки
  • Внедрение разрешительного режима на кассах
  • Прочие изменения с 1 сентября 2025 года

 

Начало регистрации для новых товарных групп

 

С первого сентября открывается возможность регистрации в системе «Честный знак» для представителей шести товарных категорий:

 

  • детские игрушки;
  • строительные материалы;
  • кондитерские изделия (сладости);
  • растворимые напитки (что является расширением группы «Бакалея»);
  • продукты спортивного питания;
  • бритвенные станки и лезвия (расширение группы «Косметика и бытовая химия»).

 

Процедура регистрации является обязательной для всех участников товарооборота:

 

  • производителей;
  • импортеров;
  • оптовых и розничных торговых предприятий;
  • продавцов на маркетплейсах;
  • организаций общественного питания.

 

Позже для этих групп начнется этап обязательной маркировки, когда производители и импортеры будут наносить на товары специальные коды Data Matrix.

 

График старта маркировки для каждой категории:

 

  • Детские игрушки: с 1 декабря 2025 года.
  • Стройматериалы: в 2025 году предусмотрено два этапа — с 1 октября и с 1 декабря.
  • Сладости: в 2026 году запланировано три этапа — с 1 марта, 1 мая и 1 июля.
  • Растворимые напитки (какао, кофе, чай, цикорий, чайные напитки): первый этап — с 1 декабря 2025 года; далее еще два этапа в 2026 году — с 1 апреля и 1 июня.
  • Спортивное питание: с 1 октября 2025 года.
  • Бритвы и лезвия: с 1 декабря 2025 года.

 

Обязательный ЭДО и переход на поэкземплярный учет

 

Для пяти товарных групп вводится обязательный поэкземплярный учет:

 

  • пивная продукция и слабоалкогольные напитки в потребительской таре (бутылках, банках и пр.);
  • антисептики (товары, включенные в первую волну маркировки с 1 октября 2023 года);
  • БАД (биологически активные добавки, входящие в первую и вторую волну маркировки);
  • изделия медицинского назначения;
  • технические средства реабилитации.

 

Все участники оборота обязаны использовать электронные УПД при осуществлении операций отгрузки и приемки товара. В документах требуется указывать код маркировки каждой отдельной товарной единицы.

 

Отдельное внимание уделяется особенностям оборота пивной продукции. При работе с кормами для животных и антисептиками второй волны (маркировка которых стартует с 1 марта 2025 года) необходимо применять исключительно электронный документооборот. Участники рынка обязаны оформлять и заверять электронные УПД, указывая в них данные в объемно-сортовом формате: количество и товарный код (GTIN).

 

Учет остатков товаров без маркировки

 

  • Технические средства реабилитации: с 1 сентября завершается процесс маркировки остатков данной продукции.
  • Антисептики и дезсредства второй волны: с 1 сентября вводится запрет на обращение немаркированных остатков, произведенных или ввезенных на территорию РФ до 1 марта 2025 года. На такие товары требуется нанести коды Data Matrix. Процедура маркировки остатков должна быть завершена не позднее 28 февраля 2026 года (включительно).
  • Товары легкой промышленности третьей волны: произошел перенос сроков маркировки остатков. Запрет на реализацию и вывод из оборота немаркированной продукции начнет действовать с 1 января 2026 года (ранее планировалось с 1 августа 2025 года). Продажа таких товаров без кодов маркировки разрешена до 31 декабря 2025 года. Промаркировать и ввести остатки в оборот необходимо до 1 марта 2026 года.

 

Внедрение разрешительного режима на кассах

 

С 1 сентября вводится обязательная проверка кодов маркировки в момент продажи для следующих категорий товаров: лекарственные препараты, ветеринарные препараты, велосипеды и велосипедные рамы.

 

  • Для лекарств становится обязательной офлайн-проверка с использованием локального модуля (на случай временного отсутствия интернет-соединения в торговой точке).
  • Для велосипедов и рам начинается онлайн-проверка.
  • Для ветеринарных препаратов вводится как онлайн-, так и офлайн-контроль кодов.

Для корректной работы разрешительного режима необходимо обеспечить обновление программного обеспечения контрольно-кассовой техники.

 

Прочие изменения с 1 сентября 2025 года

 

  • Пиво и слабоалкогольные напитки:
    • Вводится обязательное использование ЭДО при перемещении продукции между МОД юридической компании или ИП. Данные об обороте необходимо передавать в новом формате УПД с указанием ID ЭПД или реквизитов ТТН по МОД.
    • Появляется обязанность передавать в систему маркировки сведения о выводе продукции из оборота не через розничную продажу (например, при списании), с указанием кода маркировки каждой единицы.
    • Требуется уведомлять систему маркировки о факте экспорта продукции до ее непосредственной отгрузки.

 

  • Безалкогольные напитки (включая напитки в кегах):
    • Розничные точки при розливе напитков из кег обязаны формировать в системе документ «Вывод из оборота» с указанием причины «Фасовка» и передавать сведения в «Честный знак».
    • Начинается четвертая волна обязательной маркировки для напитков с определенными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2:
      2202 99 910 02202 99 950 02202 99 990 0

      2206 00 390 1

      11.07.19.121

      11.07.19.131

      11.07.19.132

      11.07.19.133

      11.07.19.134

      11.07.19.135

      11.07.19.136

      11.07.19.170

      11.07.19.190

      10.86.10.233

      10.86.10.245

      10.32.22

  • Моторные масла и антифризы: с 1 сентября стартует обязательная маркировка смазочных материалов и специальных жидкостей для автомобилей. Производители и импортеры обязаны наносить коды и передавать в «Честный знак» информацию о вводе товаров в оборот.
  • Ветеринарные препараты: Все участники оборота обязаны передавать в систему маркировки сведения о поэкземплярном выводе из оборота ветпрепаратов по основаниям, не связанным с розничной продажей.
  • Корма для животных: При продаже в рознице коды маркировки кормов сканироваться на кассе. При списании по иным причинам необходимо формировать отдельный документ с указанием кода товара (GTIN) и количества в объемно-сортовом формате.
  • Антисептики и дезсредства второй волны:
    • Розничные продавцы обязаны сканировать на кассе и фиксировать в кассовом чеке код маркировки каждого средства.
    • При списании по иным основаниям сведения в «Честный знак» передаются отдельным документом с указанием кода маркировки каждой выбывающей единицы товара.